О НАШЕМ НИГИЛИЗМЕ.
Нет ничего труднее, как найти в нашей общественной среде что-нибудь положительное, на чем могли бы сойтись между собой люди. Вы не свяжете трех человек в одно целое на каком-нибудь положительном интересе; во всяком случае, связь между ними не продержится долго и не окажется плодотворную. Но зато нет ничего легче, как соединить между собой людей в чем-нибудь отрицательном. На положительном все перессорятся, и дело закипит. Даже в сфере так называемых материальных интересов мы замечаем тоже явление. Такова историческая судьба нашей цивилизации. История разбила у нас все общественные связи и дала отрицательное направление нашей искусственной цивилизации. Она сама основана на отрицаниях...
Сила нашего нигилизма заключается не в свойстве его содержания, - он в том и состоит, чтобы не иметь никакого существенного содержания, - а в обстоятельствах среды. Отрицание за отрицанием порождает склонность к отрицанию, образует навык, и из этой склонности, из этого навыка вырастает, наконец, непреодолимая страсть, которая, как и всякая страсть, может доходить до степени помешательства, теряя всякую определенность и всякий предмет. Отрицание для отрицания - вот сущность этой страсти.
Характер силы сообщает нигилизму также его безусловный ДОГМАТИЧЕСКИЙ характер. Сила его в том, что он не допускает никакого сомнения и колебания и вследствие этого исполнен самоуверенности и решимости. А все, что имеет характер несомненного догматизма, производит обаятельное действие на людей. Бывали же, да и теперь есть целые религиозные культы, которые были основаны на идее уничтожения, массы людей охватывались этим фанатизмом, в котором видели они конечную цель всего. Есть же и теперь в Индии знаменитая секта ТАГОВ, которая приносит свои страшные жертвы тайному идолу Кали, непреодолимо и слепо владеющему своими поклонниками. В сущности, то же явление повторяется и в нигилизме, повторяется в другой сфере, при другой обстановке, при иных условиях. Это в малом виде тот же дух, только говорящий иным языком и действующий в других формах.
Дух этого нового культа, разумеется, действует на людей в различной степени. Одни воплощают в себе его дух; другие покоряются ему внешним образом, потому что видят в нем господствующую силу, против которой не находят в себе никакого отпора. Являются ловцы душ, жрецы и учителя, и слабосильные люди покоряются их авторитету и слепо следуют за ними.
Тем не менее нигилизм не состоит в утопиях: они служат ему только вспомогательным средством. Люди умные, жрецы и учители, не могут не сознавать в глубине своей души всю тщету этих фантазий, но они не считают нужным подрывать веру в них; напротив, они считают нужным и должным поддерживать эту веру и даже поощрять других ко всевозможным дурачествам.
______________
М.Н. Катков. "Русские Ведомости", 1862 г.
Картина И.Е. Репина, "Студент-нигилист".